Логопедия, подготовка к школе, английский язык, робототехника и многое другое

Позвоните нам с 8:00 до 20:00

Логопедические игры для детей: как заниматься дома

Речь — важнейший инструмент общения, и её развитие начинается задолго до школы. Для того чтобы ребёнок говорил чётко, правильно произносил звуки, легко выражал свои мысли, важно не только посещать логопеда, но и заниматься дома. Один из самых эффективных и приятных способов помочь ребёнку — это логопедические игры.

Игра — это естественная форма деятельности для ребёнка. В игровом формате малыши легко вовлекаются в задания, повторяют упражнения с удовольствием, не устают и не воспринимают занятия как «обязанность». Логопедические игры помогают развивать звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй речи и связную речь. В этой статье мы расскажем, как проводить такие игры дома, на что обращать внимание и какие игры особенно полезны.


Зачем нужны логопедические игры?

Даже если ребёнок регулярно занимается с логопедом, домашняя практика крайне важна. Во-первых, она закрепляет материал. Во-вторых, поддерживает интерес. В-третьих, формирует доверие между родителем и ребёнком. А самое главное — в домашних условиях можно создать комфортную, расслабленную атмосферу, где ребёнок чувствует себя уверенно.

Логопедические игры помогают:

  • улучшить произношение сложных звуков;

  • развить речевое дыхание и артикуляцию;

  • расширить словарный запас;

  • научиться правильно строить фразы и предложения;

  • развить слуховое внимание и память;

  • сделать речь выразительной и эмоциональной.


Общие правила домашних занятий

  1. Выбирайте подходящее время. Лучше заниматься, когда ребёнок не устал и не голоден — утром, днём, но не перед сном.

  2. Коротко, но регулярно. Достаточно 10–15 минут в день. Главное — системность.

  3. Игра — это не диктант. Не требуйте идеального произношения, избегайте критики. Поддерживайте, хвалите, будьте рядом.

  4. Подбирайте игры по возрасту и уровню. Слишком простые — наскучат, слишком сложные — вызовут сопротивление.

  5. Повторяйте пройденное. Звуки и слова нужно закреплять — даже если ребёнок уже «умеет».


Примеры логопедических игр для дома

1. Артикуляционная гимнастика в игре

Артикуляционные упражнения укрепляют мышцы языка, губ, щёк — готовят речевой аппарат к правильному произношению звуков.

Игра «Весёлый зоопарк»
Предложите ребёнку превратиться в животных:
– Лягушка — широко открывает рот и «квакает»;
– Котик — облизывает «лапки» (язык двигается по губам);
– Змейка — высовывает узкий язык вперёд;
– Лошадка — цокает языком;
– Собачка — дышит с высунутым языком.

Превратите гимнастику в мини-театр — и ребёнок будет делать упражнения с удовольствием.

2. Игра «Поймай звук»

Развивает фонематический слух.

Произносите слова, в которых есть и нет нужного звука (например, звук «с»). Задача ребёнка — хлопнуть в ладоши, если услышал «с». Можно использовать карточки, игрушки, предметы.

Усложнение: ребёнок сам называет слова с заданным звуком.

3. Игра «Скажи по-другому»

Развивает словарный запас и мышление.

Говорите слово и просите заменить его синонимом (весёлый — радостный) или описать по-другому: «Что это?», «Какое?», «Для чего?».

Пример:
– Что такое «стол»?
– Это мебель. Он стоит в комнате. За ним едят.

Можно использовать картинки, чтобы делать описание предметов.

4. Игра «Кто так говорит?»

Развивает звукоподражание и артикуляцию.

Произносите звуки животных, машин, предметов:
– Как говорит собака? — Гав-гав
– Как поёт петух? — Ку-ка-ре-ку
– Как шумит ветер? — Ш-ш-ш

Попросите повторить, затем придумать «свои» звуки для новых объектов.

5. Игра «Сложи слово»

Развивает фонематический слух и навык анализа.

Назовите звуки по отдельности: [м]-[а]-[м]-[а]. Ребёнок должен «собрать» слово. Или наоборот — произносите слово, а он разбивает на звуки.

Можно использовать кубики с буквами или картинки.

6. Скороговорки и стишки

Подбирайте короткие, весёлые фразы для тренировки конкретных звуков.

Пример:
– Саша шёл по шоссе и сосал сушку.
– Рыбак рыбачил на реке, поймал он рака налегке.

Повторяйте в разном темпе, с разной интонацией.

7. «Угадай, что я описываю»

Развивает связную речь и воображение.

Вы описываете предмет, не называя его, а ребёнок отгадывает:
– Это животное. Оно живёт дома. Гладкое, пушистое. Любит молоко. Кто это? (Кошка)

Потом меняйтесь ролями — пусть ребёнок описывает, а вы отгадываете.


Игры с подручными материалами

  • С трубочкой: дуйте на вату, перышки, шарики — развиваете речевое дыхание.

  • С зеркалом: делайте упражнения, наблюдая за языком и губами.

  • С карточками: используйте картинки, чтобы строить фразы, описывать, сочинять истории.

  • С кубиками и буквами: собирайте слоги, играйте в «найди букву», «составь слово».


Как не потерять интерес?

  • Меняйте игры: чередуйте активные, спокойные, подвижные.

  • Добавляйте юмор, эмоции, театрализацию.

  • Превращайте занятия в квест, конкурс, приключение.

  • Проводите занятия с куклами, игрушками, создавая игровую ситуацию.

  • Придумывайте истории: «Помоги Зайке научиться говорить звук "р"».


Когда стоит обращаться к логопеду?

Домашние занятия — отличное дополнение, но если:

  • ребёнок не говорит в 3 года и старше;

  • заменяет звуки: «л» вместо «р», «с» на «ш» и пр.;

  • говорит «по-своему», непонятно для окружающих;

  • заикается, пропускает слоги, теряет нить рассказа;

  • испытывает трудности с построением фраз, бедный словарный запас —

не откладывайте визит к специалисту. Логопед поможет диагностировать проблему и даст рекомендации, как эффективно заниматься.


Заключение

Логопедические игры — это не только способ развивать речь, но и возможность весело и с пользой проводить время с ребёнком. Главное — создать атмосферу интереса, без давления и оценок. Пусть игра станет мостиком к уверенной, правильной и красивой речи.

В нашем детском развивающем центре логопеды и педагоги используют игровые методы, которые увлекают и дают результат. Мы также обучаем родителей, как заниматься дома, чтобы развитие ребёнка было комплексным, радостным и эффективным. Ждём вас на занятиях!

Категория: Логопедия
Дата создания: 19.04.2025 10:00